В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 до конца года действует мораторий на проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем допускается проведение запланированных на текущий год плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности. В частности, в него входят школы, детские лагеря, родильные дома, опасные производственные объекты, отнесенные ко II классу опасности, и др.
Внеплановые проверки, в свою очередь, могут проводиться по поручению в следующих случаях:
- При наличии непосредственной угрозы или фактического причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, непосредственной угрозе обороне и безопасности государства, на опасных производственных объектах I и II классов, в целях контроля исполнения предписаний, по жалобам граждан на деятельность управляющих организаций, по вопросам применения контрольно-кассовой техники – исключительно по согласованию с прокурором;
- По поручениям Президента, Председателя Правительства РФ и его заместителя, по требованию прокурора, при наступлении события, указанного в программе проверок, при представлении контролируемым лицом документов об исполнении предписания в целях возобновления деятельности – без согласования с прокурором.
- Подразделениями Минюста России в отношении некоммерческих и религиозных организаций – с извещением прокурора.
В результате осуществления прокуратурой района надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательства, нарушения запрета на проведение проверок в указанной сфере не выявлялись.
Заместитель прокурора
Даниловского района
советник юстиции А.О. Дудкин
Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплены правовые основы деятельности организаций в области противодействия коррупции. Федеральный закон содержит перечень мер по предупреждению коррупции, которые принимаются организациями: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Обязанность по предупреждению коррупции возложена на организации независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности.
Установление обязанности для организаций по предупреждению коррупции направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (пункты 5 и 6 статьи 3 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Прокуратурой района в 2021 – истекшем периоде 2022 года при проверке деятельности муниципальных учреждений выявлено 12 нарушений, связанных с непринятием мер по предупреждению коррупции, что послужило основанием для внесения представлений (рассмотрены, удовлетворены).
Заместитель прокурора
Даниловского района
советник юстиции А.О. Дудкин
В условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, в целях преодоления их последствий, органами государственной власти Российской Федерации внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации.
Так, законом Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению размера социальной доплаты к пенсии, превышающего установленный законом размер социальной доплаты к пенсии, принятию решений о дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в течение календарного года с учетом того, что коэффициент дополнительной индексации указанных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.
Кроме того, установлен запрет на проведение в период по 31 декабря 2022 года плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства. Плановые проверки в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, не проводятся в период по 31 декабря 2024 года.
Вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 03.04.2020 года № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» Федеральным законом от 08.03.2022 года № 46-ФЗ.
Внесенными изменениями предусмотрен механизм кредитных каникул, которые распространяются только на кредиты, выданные до 01.03.2022 г. и действуют до 30.09.2022 г.
Под кредитными каникулами понимается льготный период кредитования, когда можно либо не осуществлять ежемесячные платежи по займу, либо сделать их размер меньше. При этом, штрафные санкции и иные последствия для кредитной истории не установлены.
Заместитель прокурора
Даниловского района
советник юстиции А.О. Дудкин
Пресс-релиз
Прокуратура Даниловского района разъясняет:
«Изменения в законодательстве касающиеся уплаты налога при продаже недвижимости»
Семьи с двумя и более детьми с 1 января 2022 года смогут улучшить жилищные условия без уплаты налогов. Данная возможность предоставляется Федеральным законом от 29.11.2021 № 382 – ФЗ, которым вносятся поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 217.1).
Следует указать, что НК РФ предусмотрена обязанность по уплате налога при продаже недвижимости, в случае если сделка совершена ранее минимального срока владения (3 или 5 лет) и доход от продажи выше расходов на покупку.
Освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц от продажи жилья для данной категории граждан действует вне зависимости от того, сколько лет недвижимое имущество находилось в собственности.
Закон имеет обратную силу и будет распространяться на уже совершенные сделки. Освобождение коснется не всех семей с детьми, для этого должны быть соблюдены следующие условия:
1) Возраст детей - до 18 лет либо до 24 лет при очном обучении;
2) Приобретение новой недвижимости должно произойти в том же календарном году или не позднее 30 апреля следующего года;
3) Общая площадь нового жилья или его кадастровая стоимость больше, чем у проданного;
4) Кадастровая стоимость проданного жилья не превышает 50 млн. руб.;
5) На момент продажи налогоплательщику и членам его семьи не принадлежит в совокупности более 50% другого жилья, общая площадь которого больше приобретаемого.
Заместитель прокурора
Даниловского района
советник юстиции А.О. Дудкин
Пресс-релиз
Прокуратура Даниловского района разъясняет:
«Изменения в законодательстве касающиеся незаконного хранения пороха»
Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» указано, что под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п.
Таким образом, хранение пороха без соответствующего разрешения является преступлением, запрещенным ст. 222.1 УК РФ.
Федеральным законом от 01 июля 2021 года № 281-ФЗ существенно ужесточено наказание за совершение данного преступления. Теперь указанной статьей предусмотрено лишение свободы на срок от шести до восьми лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
В практике правоохранительных органов выявляются случаи хранения гражданами данного взрывчатого вещества без соответствующего разрешения. Нередки ситуации, когда например, в наследство от родственника помимо охотничьих ружей и патронов, остается порох.
Вместе с тем, согласно примечанию к статье 222.1 УК РФ: «лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности по данной статье».
С учетом изложенного, обращаю внимание граждан незаконно хранящих порох на необходимость добровольной сдачи его сотрудникам правоохранительных органов.
Заместитель прокурора
Даниловского района
советник юстиции А.О. Дудкин
Пресс-релиз
Прокуратура Даниловского района Волгоградской области
Об изменении ответственности за преступление,
предусмотренное статьей 264. 1 УК РФ.
Федеральным законом от 01.07.2021 № 258-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации вновь внесены изменения, которые на этот раз коснулись статьи 264.1 УК РФ.
Ранее, диспозиция ст. 264.1 УК РФ состояла из одной части, и, соответственно, все виды и размеры наказаний, указанные в ней, судом могли быть назначены как лицу, управлявшему в состоянии опьянения транспортным средством, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состоянии опьянения, так и лицу, имеющему судимость за совершение аналогичного преступления или преступления, предусмотренного ч.ч.2,4,6 ст.264 УК РФ.
После вступления в законную силу изменений, введенных Федеральным законом от 01.07.2021 № 258-ФЗ, уголовная ответственность в отношении лиц, управляющих транспортными средствами и подвергнутых ранее административному наказанию за управление транспортом в состоянии опьянения или не выполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования, теперь предусмотрена ч.1 ст.264.1 УК РФ, а ответственность лиц, управляющих автотранспортом, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и имеющих судимость за совершение аналогичного преступления или преступлений, предусмотренных ч.ч.2,4,6 ст.264 УК РФ, установлена ч.2 ст.264.1 УК РФ.
До изменений уголовного закона, за совершение преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ назначались штраф в размере от 200 тысяч рублей до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Однако, новым уголовным законом ответственность в отношении управляющих автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения лиц, имеющих судимость за совершение аналогичного преступления или преступлений, предусмотренных ч.ч.2,4,6 ст.264 УК РФ, существенно ужесточена.
В частности, в санкцию ч. 2 ст. 264.1 УК РФ в настоящее время включены такие новые виды наказаний, как исправительные работы (до 2 лет) и ограничение свободы (до 3 лет), а также значительно увеличены размеры или сроки других видов наказания. А именно, вырос размер штрафа. Теперь он составит размер от 300 тысяч руб. до 500 тысяч рублей либо в размере заработной платы, иного дохода, осужденного за период от двух до трех лет. Сроки наказаний в виде принудительных работ и лишения свободы увеличены до 3 лет, а срок дополнительного наказания, связанного с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, увеличен до 6 лет.
Старший помощник прокурора
Даниловского района
Волгоградской области
советник юстиции О.И. Рудницкая
Пресс-релиз
Прокуратура Даниловского района
Осторожно! Новые виды мошенничества!
На протяжении последних нескольких лет не снижается уровень преступлений, связанных с хищением неустановленными лицами денежных средств с банковских карт и счетов. Мошенники изобретают новые способы хищений, поэтому количество таких преступлений не снижается.
Так, в последнее время правоохранительными органами регистрируются преступления, которые совершаются неустановленными лицами под видом сотрудников правоохранительных органов, работников компаний, осуществляющих возврат страховых накоплений, а также организаций, осуществляющих выплаты населению и др.
В первом случае, мошенник представляется следователем, сотрудником управления по борьбе с экономическими преступлениями, либо иным представителем правоохранительных структур, и сообщает потерпевшему о расследовании преступления, связанного с оформлением на его имя кредита преступниками. Согласно схеме потерпевший должен сходить в банк либо иным способом завершить оформление кредита и в целях спасения денежных средств от мошенников перевести их на указанные им счета, якобы подконтрольные оперативным сотрудникам.
Так же, весьма распространен способ мошенничества, когда потерпевшему на мобильный телефон или электронную почту приходит сообщение о начислении возврата страховых начислений, но из-за возникших проблем с переводом не получается провести его в автоматическом режиме. В этом сообщении содержится просьба завершить оформления возврата вручную, для чего необходимо нажать кнопку «Оформить возврат» и далее следовать инструкции. Как только, введенный в заблуждение выполняет указанное действие, лжесотрудники беспрепятственно получают доступ к банковскому счету потерпевшего.
Для данного способа характерны, также, предложения по оказанию помощи в оформлении пособий или президентских выплат, положенных различным категориям граждан, например пенсионерам, родителям школьников, родителям детей определенного возраста и др.
Необходимо помнить, что сайты банков и портала «Госуслуги» могут быть очень похожи на оригинальные. Как только потерпевший на таких сайтах-двойниках введет данные банковской карты или счета, денежные средства с них будут списаны.
Участились случаи, когда потерпевшему сначала звонит мошенник, которого тот легко вычислил, либо на телефон приходит явно мошенническое СМС-сообщение. Затем, ему звонит неизвестный, представляется сотрудником банка и сообщает, что им зафиксирован звонок или СМС мошенника. В процессе разговора неизвестный выясняет данные банковской карты, при этом, зачастую, даже сам частично их называет, а также просит перевести хранящиеся на счету денежные средства на якобы безопасные счета или оформить кредит, чтобы его не оформили мошенники.
На все эти уловки ежедневно попадаются сотни граждан. Способы мошенничеств разнообразны, постоянно меняются и появляются новые.
Однако, проявив элементарную бдительность, потерю денег можно избежать. Для этого необходимо успокоиться, и, не поддаваясь панике, задать злоумышленнику ряд уточняющих вопросов: попросить повторить название банка, в котором он работает, назвать контактный телефон его руководителя, службы безопасности. Либо прервать разговор и проверить данные, сообщенные лжеработником, через сеть Интернет, а также выяснить реальность противоправных операций с банковским счетом, позвонив по единому номеру оператора своего банка или по номеру телефона, указанному на банковской карте.
В случае, если мошенникам все же удалось похитить денежные средства с банковской карты или счета, необходимо сразу же обратиться в органы полиции. При этом, сумма материального ущерба не имеет значения. Сотрудники полиции обязаны зарегистрировать такие сообщения и произвести по ним соответствующие процессуальные действия. Необходимо помнить, что отказ сотрудника полиции в регистрации таких сообщений и заявлений является не законным.
Старший помощник прокурора
Даниловского района
Волгоградской области
советник юстиции О.И. Рудницкая
Прокуратура Даниловского района Волгоградской области
Неприкосновенность жилища.
Статьей 25 Конституции Российской Федерации установлено, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
За нарушение неприкосновенности жилища законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
В частности, статьей 139 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, в том числе, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, а также, лицом с использованием своего служебного положения.
Предметом преступления является жилище, под которым понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилой фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилой фонд, но предназначенное для временного проживания.
При этом, не обязательно быть собственником жилища. Достаточно быть лицом, проживающим в нем.
Способ проникновения в жилище для квалификации состава рассматриваемого преступления значения не имеет. Он может быть открытым или тайным, совершенным как в присутствии в жилище проживающих там лиц или других людей, так и в их отсутствие.
При этом, не является преступлением проникновение в жилище и его осмотр при осуществлении преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай, а также при получении сотрудниками правоохранительных органов соответствующего постановления суда.
На территории Даниловского района данный вид преступлений весьма распространен. Их совершают в основном в состоянии алкогольного опьянения, при этом, зачастую проникновение происходит в жилище знакомых преступникам лиц.
Так, в 2020 году к уголовной ответственности привлечено 8 лиц за совершение 7 преступлений, предусмотренных ст. 139 УК РФ, в истекшем периоде 2021 года – 1 лицо за совершение 1 преступления.
В случае совершения незаконного проникновения в жилище необходимо обратиться в органы Следственного комитета Российской Федерации с письменным заявлением, поскольку уголовные дела такой категории, если они не содержат квалифицирующих признаков в виде применения насилия или угрозы его применения, а также не совершены лицом с использованием своего служебного положения, возбуждаются следователями исключительно по заявлению потерпевшего.
Старший помощник прокурора
Даниловского района
Волгоградской области
советник юстиции О.И. Рудницкая
15.06.2021
Прокуратура Даниловского района Волгоградской области
Права потерпевшего.
Конституцией Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Согласно статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее, УПК РФ) потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.
Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется соответствующим постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. Должностное лицо обязано под роспись разъяснить потерпевшему его права.
При этом, лицо может быть признано потерпевшим как по его заявлению, так и по инициативе органа, в производстве которого находится уголовное дело. Отказ в признании лица потерпевшим, а также бездействие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, выразившееся в непризнании лица потерпевшим, могут быть обжалованы этим лицом в порядке, предусмотренном статьями 124 и 125 УПК РФ.
Основные права потерпевшего закреплены в статье 42 УПК РФ. Так, потерпевший вправе представлять доказательства по уголовному делу; давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, при этом пользоваться помощью переводчика бесплатно; заявлять ходатайства и отводы; иметь представителя; ходатайствовать о применении мер безопасности; знакомиться по окончании расследования со всеми материалами уголовного дела; участвовать в судебном разбирательстве; поддерживать обвинение; знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания и подавать на них замечания; приносить жалобы на действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора и суда; обжаловать приговор и иное решение суда.
Кроме того, потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного и морального вреда, причиненного преступлением, а также расходов в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на оплату услуг представителя. По требованию потерпевшего моральный вред может быть возмещен в денежном выражении, размер которого определяется судом. Для этого необходимо обратиться в суд с гражданским иском, либо представить иск следователю для приобщения к материалам уголовного дела в случае, если оно находится в его производстве.
Права потерпевшего в уголовном процессе должны соблюдаться всеми участниками уголовного судопроизводства.
Нарушения прав потерпевших следователем или дознавателем могут быть обжалованы прокурору в порядке статей 123-124 УПК РФ или в суд в порядке статьи 125 УПК РФ.
Старший помощник прокурора
Даниловского района
Волгоградской области
советник юстиции О.И. Рудницкая
Прокуратура Даниловского района
«Платежи за коммунальные отходы»
Прокуратурой Даниловского района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ООО «Управление отходами-Волгоград» при начислении платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в результате которой выявлены следующие нарушения.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п. 148(11) Правил предоставления коммунальных услуг региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлены факты направления гражданам платежных поручений для внесения платы за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» за домовладения, регистрация в которых не производилась, право собственности на недвижимое имущество также не оформлялось. Соответственно обязанность по уплате коммунальной услуги в отношении указанных объектов, в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства, не возникла. Данные факты послужили основанием для принятия мер прокурорского реагирования.
В связи с изложенным, в случае возникновения аналогичных ситуаций обращаю Ваше внимание на необходимость направления подтверждающих документов в ООО «Управление отходами-Волгоград» посредством почтовой связи либо через филиалы ГКУ ВО «МФЦ». При непринятии мер по Вашему заявлению Вы можете обратиться в прокуратуру Даниловского района.
Заместитель прокурора
Даниловского района
советник юстиции А.О. Дудкин
Федеральным законом от 24.11.2014 года № 370-ФЗ установлена уголовная ответственность по ст. 222.1 УК РФ за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, твердое ракетное топливо и т.п.
Также, законодатель к взрывчатым веществам относит обычный охотничий порох, который используется для снаряжения охотничьих боеприпасов. Принадлежность пороха к взрывчатым веществам и его пригодность для использования определяются путем проведения баллистической судебной экспертизы.
Лицо подлежит ответственности по ст. 222.1 УК РФ в том случае, если не имеет разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия и патронов к нему, которое выдается органами внутренних дел в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации независимо от способа приобретения.
Санкцией ч. 1 ст. 2221 УК РФ предусмотрены такие виды наказаний, как лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев. Причем, только в том случае, если деяние не обладает квалифицирующими признаками, предусмотренными ч. ч. 2 и 3 ст. 222.1 УК РФ (совершенные группой лиц по предварительному сговору и организованной группой).
Гражданам, у которых хранится порох, необходимо знать о том, что согласно примечания к ст. 222.1 УК РФ лицо, добровольно его сдавшее, освобождается от уголовной ответственности.
Однако, необходимо учитывать, что не может признаваться добровольной сдачей пороха его изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
Поэтому, во избежание проблем с законом, лица, у которых незаконно хранится порох, должны добровольно сдать его в Отделение МВД России по Даниловскому району Волгоградской области или иной территориальный орган МВД РФ.
Ни в коем случае не следует избавляться от данного взрывчатого вещества путем передачи его другим лицам либо выбрасывать его, поскольку в данном случае он останется в незаконном обороте и его использование может повлечь тяжкие последствия.
В Даниловском районе такие преступления выявляются сотрудниками полиции. В частности, в 2020 году дознавателями ГД ОМВД по Даниловскому району возбуждено и расследовано 3 таких преступления, в 2019 году - 1. Все лица привлечены к уголовной ответственности.
Заместитель прокурора
Даниловского района
Волгоградской области
советник юстиции О.И. Рудницкая
В последнее время участились случаи хищений неустановленными лицами денежных средств у граждан с принадлежащих им счетов и банковских карт. Зафиксировано множество способов, из которых наиболее распространенными являются следующие:
- СМС-сообщения, присланные якобы из банка, например, о блокировке карты с указанием номера телефона, куда нужно перезвонить для ее разблокирования. Вероятнее всего, при звонке вас попросят через банкомат произвести какие-либо действия с картой. Однако, этого делать нельзя, поскольку в таких СМС обычно указан другой отправитель, может быть немного изменен номер или название банка. Посредством СМС могут, также, присылать активные «ссылки», по которым переходить категорически нельзя. Лучше обратиться в ближайший офис банка или позвонить по номеру телефона, указанному на вашей карте.
- Перевод на карту от неизвестного лица. Мошенник переводит на вашу карту деньги, затем их просит вернуть на другую карту. Этого делать категорически нельзя, поскольку мошенник пытается обналичить крупную сумму, сбрасывая ее небольшими частями на разные счета. Если перевести эти деньги, то ваш счет могут заблокировать по подозрению в мошеннических операциях. Оставлять такие деньги у себя тоже не стоит, поскольку в данном случае вы являете частью цепочки по «обналичиванию» денег. Поэтому лучше обратиться в банк или в полицию.
- СМС-сообщение о выигрыше денег или призов. Приходит СМС, с указанием на ожидание вашего ответа или перехода по активной «ссылке». Этого делать не стоит, поскольку злоумышленники без особых усилий могут «взломать» защиту ваших банковских карт и счетов.
- Мошенничество при оплате онлайн-товаров. В наше время покупка в интернет-магазинах – обычное дело. Ежедневно через «всемирную сеть» приобретаются сотни тысяч товаров и услуг. Поэтому и обманывают таким способом все чаще, поскольку покупки в основном оплачиваются посредством предоплаты, которую магазины-мошенники не возвращают. Также, любую защиту у карты или счета в момент оплаты легко «взломать». Кроме того, впоследствии мошенники могут продолжить использовать ваши данные (ФИО держателя карты, срок действия, трехзначный код с оборота), которые вами вводились при оплате. В таком случае нужно пользоваться услугами проверенных онлайн-магазинов, а также помнить, что нельзя никому сообщать пин-код, особенно если на странице оплаты просят его ввести.
- Получение кредита посредством онлайн-приложения банка. Мошенник звонит вам и сообщает, что неизвестное лицо пытается оформить на ваше имя кредит, но избежать этого можно лишь, если вы сами его оформите, а полученные денежные средства переведете на другие счета по номерам мобильных телефонов. При этом, Вам обещают, что денежные средства вернутся на ваш счет. Однако, этого не произойдет, поскольку денежные средства уже похищены. Помните, что кредит в вашем банке можете оформить только вы сами, поскольку заявку через онлайн-приложение подать можно только имея доступ к вашему личному кабинету. Пока вы не сообщите злоумышленнику необходимые для этого пароль, логин, и временный пароль, ваши счета в безопасности.
Как же обезопасить себя от таких преступлений? В первую очередь, не нервничать и не паниковать, поскольку даже если вашу карту действительно заблокировали, то разблокировать ее не сложно, обратившись в отделение банка.
Ни в коем случае не сообщать номер телефона, привязанный к личному кабинету интернет-банка или карте сомнительным лицам, незнакомым, а также при написании заявлений на кредит в иных кредитных организациях, при составлении объявлений на известных сайтах, например «Авито», «Юла» и др., при регистрации в качестве нового покупателя на сайтах в сети «Интернет». Лучше сообщить другой номер, посредством которого невозможно получить доступ к банковскому счету.
При поступлении звонков от имени сотрудников банка следует записать разговор с ним, в ходе общения поинтересоваться, в каком отделении он работает, его должность и ФИО. Вероятнее всего, после расспроса мошенник сбросит звонок. Если нет, то в ходе разговора мошенник в мелочах будет путаться, и вы легко сможете понять, что вас обманывают. Не реагировать ни на какие рекомендации по разблокированию ваших счетов даже от знакомого номера банка (например, 900). Безопаснее дойти непосредственно до отделения банка и там заявить о блокировке. При этом, не стоит звонить по указанным в поступившей сомнительной информации номерам и писать в ответ СМС.
Что же делать, если злоумышленникам удалось похитить ваши денежные средства? Необходимо помнить, что масштабы такого вида преступности уже достаточно велики и бороться с ним сложно. В таких случаях помощь пострадавших для сотрудников правоохранительных органов неоценима. Если совершено хищение с вашей банковской карты, даже если сумма потери незначительная, незамедлительно звоните или пишите заявление в полицию. При этом лучше сразу приобщить к заявлению копию выписки по счету, полученную самостоятельно в банке или в вашем личном кабинете, где будет видно движение денежных средств по счету. Также, можно предоставить записи разговоров с мошенниками, детализацию телефонных звонков и смс-сообщений, если хищение денежных средств произошло с использованием телефонной связи. Ни в коем случае нельзя удалять номера телефонов преступников и переписку с ними, так как это позволит точнее определить способ преступления. Все это сэкономит драгоценное время сотрудников полиции и поможет в установлении лиц, совершивших преступление.
Надзор за соблюдением трудовых прав граждан является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. За нарушения работодателем норм трудового законодательства предусмотрены различные виды ответственности, вплоть до уголовной.
Трудовой кодекс РФ гарантирует и регламентирует право каждого на труд, а также на отдых. Одним из видов отдыха работника является ежегодный оплачиваемый отпуск, очерёдность предоставления которого определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков. Работодатель обязан составлять график отпусков, это позволяет исключить как претензии самих работников, так и замечания надзорных органов.
График отпусков на следующий календарный год должен быть утверждён не позднее, чем за две недели до наступления нового года. Следовательно, график отпусков на следующий календарный год должен быть утвержден не позднее 17 декабря текущего года (Письмо Минтруда от 08.12.2017 N 14-2/ООГ-9399). А значит, не позднее 17 декабря 2020 года приказ об утверждении графика отпусков на 2021 год должен быть издан. По мнению Минтруда РФ, если 17 декабря выпадет на нерабочий день, то в силу п. 4 ст. 14 ТК РФ днём окончания срока утверждения считается ближайший рабочий день. Трудовой кодекс не запрещает работодателю утвердить график заранее, не дожидаясь 17 декабря.
Несоблюдение сроков утверждения графика отпусков, установленных ч.1 ст. 123 ТК РФ, является самой распространённой ошибкой при его составлении.
Второй наиболее часто встречающейся и, пожалуй, самой досадной ошибкой работодателя при работе с графиком отпусков является отсутствие ознакомления работников с этим категорически важным для них кадровым документом. Так как именно графиком отпусков определяется очерёдность предоставления им оплачиваемых отпусков.
В соответствии со ст. 123 ТК РФ и работник, и работодатель обязаны чётко следовать графику отпусков. Это означает, что работник фактически должен использовать отпуск в тот период, который указан в графике, а работодатель, в свою очередь, обязан отпустить его в отпуск в означенный период. Ни одна из сторон не может отказаться в одностороннем порядке от обязательств, определённых в документе. Изменить период отпуска стороны могут, только придя к взаимному соглашению.
При несоблюдении работником очерёдности отпусков, зафиксированной в графике, он может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. А если нарушение обязательств допустит работодатель, его, при возникновении споров, могут привлечь к административной ответственности.
Поэтому в интересах работодателя ознакомить сотрудников с графиком отпусков, утверждённым в организации на следующий календарный год, и сделать это своевременно. Для ознакомления с графиком отпусков недостаточно вывесить его на всеобщее обозрение. Необходимо чтобы работники поставили свои подписи непосредственно в графике отпусков (в том случае, если в нем предусмотрена для этого специальная графа, например, «С графиком отпусков ознакомлен»), либо ознакомить сотрудников с утверждённым графиком отпусков, воспользовавшись ведомостью (листом) ознакомления или подписью в журнале ознакомления с локальными нормативными актами организации.
Очень часто в графике отпусков указывают только месяц предоставления отпуска. В Трудовом кодексе не содержится прямого требования указывать в графике даты начала отпусков работников. Но по мнению специалистов Роструда у всех работников, включённых в график, в обязательном порядке следует указывать точные даты начала и окончания для каждого вида отпуска. В случае же, если в графике отпусков вообще не указаны ни дата, ни месяц начала отпуска работника - это уже будет являться прямым нарушением трудового законодательства, которое может повлечь наложение административного штрафа на организацию и на должностных лиц.
Несоблюдение требований к порядку составления и утверждения графика отпусков может обернуться для организации и её руководителя штрафом за нарушение трудового законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ этот штраф составляет для юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей; для должностных лиц и ИП - от 1 000 до 5 000 рублей. Наказать за такой проступок могут в течение 1 года со дня совершения административного правонарушения, то есть с момента утверждения графика отпусков.
В ходе проведенных прокуратурой района в течение истекшего периода 2020 г. проверок трудового законодательства в деятельности 7 работодателей выявлены нарушения сроков утверждения графиков отпусков, в деятельности 2 работодателей выявлены факты отсутствия конкретных дат отпусков работников в графиках отпусков, а при проверке еще 7 работодателей установлены факты неознакомления работодателем работников с утверждёнными графиками отпусков (по указанным фактам в адрес руководителей данных организаций внесены представления).
Напоминаю, что случае нарушения работодателем Ваших трудовых прав, Вы можете обратиться в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области (400001, г. Волгоград, Рабоче-Крестьянская 16, электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) и прокуратуру Даниловского района (403371, р.п. Даниловка, ул. Федорцова 15).
В текущем году на территории региона участились случаи детского травматизма на объектах повышенной опасности, которые создают угрозу для жизни и здоровья подростков. Детский травматизм - одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей.
Бытовой травматизм у детей занимает первое место и составляет 70-75% от всех травм, получаемых детьми. Бытовые травмы снижаются в школьном возрасте. Уличный транспортный травматизм обусловлен несоблюдением детьми правил дорожного движения, а транспортные травмы являются самыми тяжелыми.
Детский травматизм и его предупреждение являются очень важной и серьезной проблемой, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них, не допускать нахождение детей на потенциально опасных объектах - строительных площадках, недостроенных, аварийных, неэксплуатируемых и бесхозных строениях и сооружениях, недостроенных лестничных пролетах, строящихся объектах, открытых участков тепломагистралей, в местах складирования строительных материалов, и т.п., которые вследствие свободного доступа зачастую являются местами времяпрепровождения несовершеннолетних. В случае обнаружения таких объектов необходимо информировать органы местного самоуправления, правоохранительные органы и прокуратору района.
Родители должны предупреждать детский травматизм путем устранения травмоопасных ситуаций и систематическом обучения детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. Способы профилактики зависят от возраста ребенка. Маленького ребенка нужно оберегать от опасных предметов, не выпускать из вида. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему правила техники безопасности. Важно помнить и правила поведения на воде: дети могут утонуть менее чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.
С целью предотвращения фактов детского травматизма прокуратурой Даниловского района осуществляется постоянная работа по выявлению и систематическому мониторингу объектов, расположенных на территории Даниловского муниципального района, обеспечению обмена информацией с правоохранительными, контролирующими органами и общественностью о наличии потенциально опасных объектов, их визуального осмотра с предварительной оценкой опасности.
По результатам проведенных в истекшем периоде 2020 г. прокуратурой района проверок соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних выявлялись факты ненадлежащего создания безопасных условий обучения и воспитания обучающихся, необеспечения их безопасности. Так, в 2 образовательных организациях выявлены нарушения законодательства об охране здоровья детей от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака, в одной образовательной организации установлены нарушения правил организованной перевозки группы детей автобусами. По данным фактам прокуратурой района в адрес руководителей данных организаций внесены представления, по результатам рассмотрения которых приняты меры к устранению выявленных нарушений, 5 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
Обращаю внимание, что родители не должны перекладывать обязанность профилактики детского травматизма исключительно на педагогов и воспитателей, поскольку во многом именно от родительского воспитания зависит правильное поведение детей, что позволит избежать получения ими травм.
Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-Ф «О внесении изменений в УК РФ и отдельные законодательные акты РФ» КоАП РФ дополнен статьей 5.61, предусматривающей административную ответственность за оскорбление. При этом статья 130 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность оскорбление, была декриминализована.
В силу статьи 28.4. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.61 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором. Решение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении прокурор вправе принять только при наличии для этого поводов, предусмотренных в статье 28.1. КоАП РФ, которые выражаются, в том числе, в достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Вместе с тем основанием для принятия мер прокурорского реагирования могут стать далеко не все высказанные в ходе ссоры или по иным мотивам оскорбительные выражения, которые нарушают морально-этические нормы поведения в обществе. Предусмотренный частью 1 статьей 5.61 КоАП РФ состав административного правонарушения представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего и унижающую его честь и достоинство. Обязательным критерием состава этого правонарушения является наличие в действиях субъекта правонарушения неприличной формы, отсутствие которой исключает квалификацию действий как оскорбления.
Определяющее значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 5.61 КоАП РФ, является не личное восприятие деяния потерпевшим как унижающего его честь и достоинство, а то, было ли это деяние выражено в неприличной форме.
По смыслу закона, неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком. Установление данного признака является вопросом факта и решается правоприменителем с учетом всех обстоятельств дела.
Нецензурные слова априори считаются оскорбительными, слова литературного языка - применительно к ситуации, если они дают негативную оценку потерпевшего, сравнение его с недостойными лицами или с животными. В настоящий момент отсутствует единый перечень нецензурных бранных слов. По смыслу закона неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, морали, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком. Неприличность формы определяется неуместностью его употребления, нарушающей правила приличия.
Кроме того, состав оскорбления не ограничивает способы совершения правонарушения и охватывает все его возможные варианты: оскорбление может быть совершено словесно, письменно, действием, путем магнитной записи, с использованием аудио-, видеозаписей, компьютеров через «Интернет» и т.д.
При производстве по делам об административных правонарушениях данной категории подлежат установлению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
С субъективной стороны оскорбление характеризуется умышленной формой вины. Субъектом оскорбления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Оскорбление влечет наложение на правонарушителя административного штрафа: на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Необходимо отметить, что часто обращения граждан о привлечении к ответственности оскорбивших их лиц ничем не подтверждаются, и, как правило, отрицаются самим лицом, в отношении которого подано такое заявление. В подобных случаях прокурор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
По результатам проведенных прокуратурой района проверок в течение истекшего периода 2020 г. прокурором района вынесено 3 постановления о возбуждении производств об административном правонарушении по статье 5.61 КоАП РФ (в 2019 году - 11), из них рассмотрены мировым судьей и виновные лица привлечены к административной ответственности – 2 (одно постановление находится на рассмотрении) (в 2019 году - 11), назначены административные штрафы в размере 1200 рублей (в 2019 году – от 1000 до 1500 рублей).
Уважаемые жители Даниловского района, будьте внимательны в своих высказываниях, не забывайте о нравственных нормах и правилах поведения в обществе, помните об ответственности, предусмотренной административным законодательством РФ за оскорбление другого лица.
С 01 июля 2020 года пенсионеры, являющиеся опекунами или попечителями по возмездному договору, приобретут статус «неработающих пенсионеров». Данные изменения предусмотрены Федеральным законом РФ от 01.04.2020 №86-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Указанным Законом лица, получающие страховые пенсии в соответствии с законодательством РФ, и являющиеся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, исключены из перечня лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
Указанное изменение позволит осуществлять ежегодную индексацию их страховой пенсии и фиксированную выплату к ней в порядке, установленном для неработающих пенсионеров.
Старший помощник прокурора
Даниловского района
младший советник юстиции А.О. Дудкин
Согласно действующему налоговому законодательству РФ, физическое лицо оплатившее лечение или медикаменты может рассчитывать на налоговый вычет и вернуть часть затраченных денег в размере до 13%.
Социальный налоговый вычет на лечение может получить лицо, которое оплатило:
- медицинские услуги, оказанные ему самому, его супругу (супруге), родителям, а также детям (в том числе усыновленным) и подопечным в возрасте до 18 лет;
- назначенные врачом лекарства, в том числе для членов семьи;
- страховые взносы по договору добровольного медицинского страхования, заключенному в целях своего лечения или лечения членов семьи.
Для получения социального вычета необходимо, чтобы медицинская организация (или ИП), оказавшие медицинские услуги, имели российскую лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Другим условием включения в состав вычета сумм страховых взносов по договору ДМС является также наличие у страховой организации лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающего оплату ею исключительно медицинских услуг.
В целях получения социального вычета медицинские услуги, в том числе по дорогостоящему лечению, должны входить в утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №201 перечни. Вопрос об отнесении оказанных лицу медицинских услуг к соответствующим перечням решается медицинскими организациями.
Следует указать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 №1740 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 №201» утратил силу перечень лекарственных средств, размер стоимости которых включается в сумму социального налогового вычета. Это связано с тем, что в силу положений Федерального закона от 17.06.2019 №147-ФЗ, начиная с налогового периода 2019 года, социальный налоговый вычет можно получить по расходам на любые лекарственные препараты, а не только те, что были поименованы в перечне, как это требовалось ранее.
Социальный вычет можно получить путем обращения в налоговый орган или к работодателю.
Старший помощник прокурора
Даниловского района
младший советник юстиции А.О. Дудкин
Надзор за соблюдением трудовых прав граждан является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
В течение 2019 г. прокуратурой Даниловского района проведено более 60 проверок соблюдения работодателями района требований трудового законодательства, по результатам которых внесено 47 представлений, по рассмотрению представлений прокурора 42 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, вынесено 7 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, по которым назначены административные штрафы на общую сумму 45 тыс. руб., в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области направлено 3 материала, по которым назначены административные штрафы на общую сумму 62 тыс. руб., на 11 противоречащих федеральному законодательству локальных нормативных акта, регулирующих трудовые отношения принесены протесты.
При осуществлении проверок выявлялись случаи нарушения ст. 67, 68 ТК РФ, связанные с допуском работника к работе без оформления трудового договора в письменном виде, в связи с чем, обязанность по уплате страховых взносов и других обязательных платежей работодателем не исполнялась, работодателем не оформлялся приказ (распоряжение) о приеме работника на работу. Такие факты выявлялись в деятельности 3 работодателей. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования с работниками заключены трудовые договора.
Частым нарушением работодателей района является оплата отпусков в день или накануне отпуска, что является нарушением требований ч. 9 ст. 136 ТК РФ. Указные факты имели место в деятельности 19 работодателей.
При реализации надзорных полномочий прокуратурой района выявлялись факты неознакомления работников с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, что свидетельствует о нарушении ст. 22 ТК РФ.
Работодателями допускались случаи нарушения срока утверждения графиков отпусков, позже чем за 2 недели до наступления календарного года, т.е. срока, указанного в ст. 123 ТК РФ. Такие нарушения выявлены при проверке 22 работодателей.
Также, при осуществлении надзорных функций прокуратурой района выявлялся факт незаконного увольнения работника вследствие нарушения порядка применения к нему дисциплинарного взыскания, установленного ст. 193 ТК РФ. В настоящее время работник восстановлен на работе, с работодателя взыскан средний заработок за время вынужденного прогула.
Кроме того, надзорным органом выявлялся факт нарушения срока увольнения работника с должности и выдачи ему трудовой книжки позже установленного ст. 80 ТК двухнедельного срока с момента предупреждения работодателя в письменной форме о желании расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе.
Напоминаю, что случае нарушения работодателем Ваших трудовым прав, Вы можете обратиться в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области (400001, г. Волгоград, Рабоче-Крестьянская 16, электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) и прокуратуру Даниловского района (403371, р.п. Даниловка, ул. Федорцова 15).
Граждане, подвергшиеся побоям, оскорблениям или клевете, не часто обращаются в судебные инстанции за защитой своих интересов. Происходит это из-за слабой правовой грамотности. Между тем, за такие действия тоже предусмотрена уголовная ответственность. Не за все преступления уголовные дела возбуждаются по инициативе государства в лице органов следствия и дознания. Это касается уголовных дел о преступлениях частного обвинения. Возбудить такое уголовное дело можно только по заявлению потерпевшего или его законного представителя. А прекращается оно по его ходатайству в связи с примирением сторон.
Составы преступлений, преследование по которым осуществляется в частном порядке, перечислены в ч. 2 ст. 20 УПК РФ. Ими являются: - умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (ч. 1 ст. 115 УК РФ); - нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние (ст. 116.1 УК РФ); - клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ч. 1 ст. 128.1 УК РФ). Устанавливая правила, указанные в ч. 2 ст. 20 УПК РФ, законодатель определил, что преступления по делам частного обвинения относятся к числу тех, которые не представляют значительной общественной опасности и раскрытие которых по общему правилу не вызывает трудностей, в связи с чем потерпевший сам может осуществлять в порядке частного обвинения уголовное преследование лица, совершившего в отношении его соответствующее преступление, - обращаться за защитой своих прав и законных интересов непосредственно в суд и доказывать как сам факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица, минуя обязательные в иных ситуациях процессуальные стадии досудебного производства.
Для того, чтобы дела рассматривались в частном порядке обвинения, необходимо, чтобы преступление было совершено без отягчающих обстоятельств. На основании ч. 1 ст. 318 УПК РФ уголовные дела частного обвинения возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в суд.
Требования к заявлению и порядку его подачи содержатся в ч. 5 ст. 318 УПК РФ. В частности, заявление должно содержать: наименование суда, в который оно подается; описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения; просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству; данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность; данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд; подпись лица, его подавшего. Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения.
С момента принятия судом заявления к своему производству, о чем выносится постановление, лицо, его подавшее, обретает статус частного обвинителя. Однако, существуют ситуации, при которых дело может быть возбуждено следователем или дознавателем без поступления заявления от потерпевшего. Это возможно, если такое преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны. В таком случае с заявлением о преступлении следует обращаться в Отделение внутренних дел по месту совершения правонарушения.
Сотрудниками полиции по заявлению будет проведена процессуальная проверка и принято процессуальное решение в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ, права потерпевшего будут защищены государством.
Заместитель прокурора Даниловского района Волгоградской области
советник юстиции О.И. Рудницкая